Откуда приходит СТРАХ.
Страх неприятное и мучительное чувство. Бояться можно чего угодно – от конкретного объекта, до непонятного чего-то. Ключ к пониманию природы возникновения страха кроется в сознании, а не в реальности. Смысл в том, что нас пугают не конкретные явления и вещи, а то, на что мы смотрим с опасением. Здесь важную роль играет опыт. У ребенка жизненный опыт мал. Ребенок может пугаться совершенно безобидных явлений и вещей, и не испытывать страх при реальной опасности.
Для ребенка простыми возбудителями страха могут стать одиночество или малознакомый человек, внезапная тишина или наоборот резкий звук, высота или просто боль.
Следует помнить, что есть определенные ситуации, при которых у ребенка может развиваться чувство страха или формируется предрасположение к нему.
ПОДРАЖАНИЕ. Процесс, когда ребенок принимает страхи других за свои. Первые ситуации подражания страхам перенимаются ребенком от родителей. Подражая поведению, эмоциям родителя, ребенок начинает бояться по- настоящему. Подражание может стать началом многих детских страхов из-за «заботы» родителей. Когда ребенок считывает испуг на лице родителя от того, что с ним произошло или может произойти.
ТРАВМА. Это когда острое психическое переживание оставляет глубокий след в сознании ребенка. Укус собаки, падение с качелей. Здесь всё зависит от характера ребенка и реакции на ситуацию родителей. Последствия травматического события могут, как надолго сохраниться в сознании, так и исчезнуть из него.
НАКАЗАНИЕ. Если на ребенка часто кричат и ругают, у него постепенно накапливается враждебность по отношению к родителям. А так как родителей он любит, ему приходится скрывать эту враждебность, и он начинает бояться самого чувства враждебности к родителям и испытывать вину. Если к ребенку применяют завышенные требование, которые он не в силах сделать, то появляется обида. Чем больше обида, тем сильнее страх.
СИМПТОМАМИ страха можно выделить: грызение ногтей, сосание пальца, заикание, тики, ночное недержание мочи, капризы во время еды, жалобы и хныканье, скрытность и замкнутость.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
- Улучшить отношения с ребенком. Уменьшить требования и наказания, и не обращать внимания на его вспышки враждебности.
- Успокоить ребенка, а не высмеивать или шутить над его страхами.
- С уважением относится к страху ребенка. Признавать и принимать его страхи.
- Поговорить про страх: какой он, где он это видел, что он чувствует, что ему помогает.
- Рассказать о своих страхах. Рассказать, как вы справляетесь с этим.
- Не делать из детского страха трагедию, но быть ласковей с ребенком.
НО, если страх очень сильный, обратитесь к специалисту.