
Учим ребенка умению защищать свои границы.
Или как научить говорить «Нет!»
Умению ощущать свои личные границы и слышать свои «хочу» и «мне надо» нужно учить с детства. Так вовремя сказанное «НЕТ», позволяет ребенку не попасть под чужое влияние, осознанно относиться к своему выбору и выстраивать свою жизнь, опираясь на свои возможности и интересы.
Родителям следует принять тот факт, что у ребенка есть свое мнение и свои желания. Это не отменяет воспитательные моменты и статус родителя. Задача научить ребенка правилам защиты в будущем. Ребенок без четко поставленной личной границы и неумения сказать «НЕТ» может попасть в компанию сверстников, которые могут увлечь его в направление вредных привычек, противоправных последствий или ребенок просто потеряет себя.
С чего начать выстраивание личных границ ребенка?
1. Разрешите ребенку иметь право на отказ от чего-либо, но с последующим разъяснением. Ребенок не хочет идти спать, а хочет продолжать игру. Вместо криков можно сфокусировать его внимание на выборе сказки перед сном и дать ему четкие 5 минут на сборы. Если время истекает, сказки перед сном не будет, но спать всё равно по времени. Или он не хочет доедать обед: «Не ешь, но до ужина никаких конфет или пряников».
2. Научите ребенка задавать вопросы. Бывает так, что просьба поступает от друга или родного человека, но она не стоит в кругу интересов для ребенка. Пусть ребенок задаст вопрос: «Почему это нужно сделать? Что будет если это не сделать? А можно это сделать без меня?».
3. Научите ребенка альтернативным предложениям. Это помогает при общении с друзьями. «Я бы сделал по-другому. Или лучше попробовать вот так. А давай спросим у взрослых».
4. Часто друзья предлагают сделать, что-то такое, что ребенку не нравится. И здесь поможет вариант «Разговор окончен». Варианты: «Мне пора уходить, увидимся (созвонимся)» или «Завтра расскажешь, как все прошло, мне некогда».
5. Учите не принимать шантаж за дружбу. Если друг говорит, что не будет с тобой общаться, если ты, что-то не сделаешь, значит это не друг. Друг останется другом даже, если ты ему скажешь, что тебе это не подходит или просто не нравится его идея.
6. Учите ребенка отличать свои границы и свои «хочу» от чужих. Здесь не обойтись без душевных бесед, с расспросами и рассуждениями про интересы ребенка. Делитесь друг с другом наблюдениями и эмоциями.
7. Самый простой способ отказа - четкое «НЕТ», но уверенно и глядя в глаза собеседнику. Можно без объяснений. Порепетируйте дома.
8. САМОЕ ГЛАВНОЕ. Научите ребенка, что если что-то не получается, всегда можно обратиться за помощью к родителям или значимому взрослому.
Уважаемые взрослые! Не забывайте, что Вы тоже можете сказать аргументированное «НЕТ!», если вам что-то не хочется.
В современном мире чрезмерной психической нагрузке подвержены все люди. Небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Нервное напряжение сказывается на работоспособности, страдают отношения с друзьями, коллегами, членами семьи.
Стресс и его влияние на организм человека
Стресс - это приспособительная реакция организма на изменение окружающей или внутренней среды. Задача реакции стресса - спасти организм, помочь ему выжить. Во время стрессовой реакции идет мощный выброс специальных гормонов: кортизола, дофамина, адреналина, норадреналина. Эти гормоны готовят организм «к битве» и возможным повреждениям - повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается сердцебиение. Но если что-то пошло не так, например продолжительное время не устранена причина стресса, может наступить срыв. Депрессия — заболевание и социальная проблема. Это болезнь, которую должен лечить специалист, и это неспособность адаптироваться к стрессу, которую нам придется преодолеть самостоятельно.
Существует 2 вида стресса:
Психологический, к которому приводят конфликты, чрезмерная ответственность за что-то, обиды, необходимость принятия решения, какие-либо сильные переживания, разводы.
Физиологический, причиной которого являются чрезмерная физическая нагрузка, боль, экстремальные температуры (холод, жара).
Как ни удивительно, но для организма более разрушительны психологические стрессы.
Симптомы стресса. Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:
-беспричинные приступы раздражительности, недовольства окружающими миром;
- слабость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, даже с родными и близкими,
- бессонница, беспокойный сон;
- невозможность расслабиться, постоянное напряжение нервной системы;
- приступы страха, паники;
- плохая концентрация внимания, заторможенность, проблемы с памятью;
- недоверие к себе и окружающим людям;
- частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;
- отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;
- повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота), головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое повышение температуры тела, озноб;
- повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.
Первая помощь при острой стрессовой ситуации. В острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идёт о спасении своей жизни). Можно применить экспресс-технику: потереть ладони до получения тепла; выпить стакан воды; смочить себе лоб, виски и артерии на руках холодной водой, сосчитать до десяти, выйти на улицу и подышать свежим воздухом; отвлечься – перевести внимание на окружающие предметы, подмечая цвет, текстуру; заняться каким-либо простым видом деятельности.
Безопасный выход из стрессового состояния. Для того чтобы выйти из стресса, нужно остановиться и спросить себя: а зачем я это с собой делаю? А чего я на самом деле хочу? А с чего в таком случае начать? И потихонечку двигаться в этом направлении. Из стресса нельзя выпрыгнуть, но с ним можно справиться, из него можно выйти. Создайте намерение, то есть представление, как вы хотите себя чувствовать, и каждый день делайте пусть маленький, но шажок в этом направлении.
Для того чтобы улучшить своё психологическое и эмоциональное состояние, привести в тонус внутренний дух помогут следующие методы:
Прогулки на свежем воздухе. Всего 10 минут времени, проведённых на улице, помогут выйти из стрессовой ситуации и успокоить нервы.
Перестать обращаться к одним и тем же переживаниям. Достаточно переключить своё внимание на что-нибудь другое, и одержимость навязчивой мыслью, идеей, эмоцией проходит сама собой.
Спокойное дыхание. Чрезмерные волнения приводят к учащению дыхания и сердцебиения. Замедлив дыхание, можно запустить обратный процесс и успокоить нервную систему.
Ведение ежедневника. Если отрицательные переживания, накопившиеся в течения дня, не желают уходить из головы, их можно отдать бумаге и забыть.
Смотрите на всё с оптимизмом. Единственный человек, с которым Вы проведёте всю жизнь, это Вы и только Вы. И только от Вас зависит, кого ежедневно придётся видеть в зеркале.
Не берите на себя ответственность за то, чего не можете контролировать
Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту – психологу, либо к неврологу или психотерапевту. Берегите себя и будьте счастливы!
«Как помочь себе выйти из стрессовой ситуации и депрессии»

Национальный центр усыновления
г. Минск, ул. Платонова, 22
(11 этаж)
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
