Словесно-логическое мышление
Продолжаются каникулы, и лето идет полным ходом, а многие родители задумываются о подготовке ребенка к школе. Предлагаю рассмотреть особенности развития словесно-логического мышления, важного навыка, который позволяет школьникам избежать трудностей в решении математических задач, изучении правил и понятий, и установлении причинно-следственных связей. Речь и мышление очень тесно связаны между собой, они развивают друг друга. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление и наоборот. Что же могут предпринять родители, чтобы ребенок смог развивать свое словесно-логическое мышление. Всегда веселее учиться вместе с ребенком. Это позволяет увидеть мир глазами ребенка и показать ему свой мир. Таким образом, вы оба обогатите свои наблюдения.
Для развития словесно-логического мышления начнем учить ребенка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира. Учимся вместе видеть в них главные и отличительные особенности, это будет развивать способность систематизировать знания. В этом хорошим помощником станет игра. Играть можно везде: по дороге в детский сад считать все, что похоже на круг, а потом, запоминать, сколько ступеней в группу и сравнивать с количеством ступенек в подъезде. Играть можно со словами, отгадывать загадки, ребусы, устраивать состязания в шахматы, настольные игры.
Далее усложняем задачу и вместе с ребенком делаем задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных связей. Сравниваем размер воробья и вороны и думаем: сможет ли ворона удержаться на тоненькой ветке. Задания могут быть самыми разными, главное они должны развивать логику ребенка и побуждать его к разговору.
Потом учимся вместе читать книги, обсуждаем прочитанное, пересказываем сюжет, возможно, каждый на свой лад. Обсуждаем сюжет, персонажей, развиваем воображение и придумываем другое окончание истории: а что если бы…А потом вместе делаем выводы. Здесь важно просто при помощи наблюдений побудить ребенка свои мысли и наблюдения обрамлять в слова, чтобы он не только думал красиво, но и говорил о том, что думает.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам, но и доставят удовольствие от их выполнения, что будет началом и успешным продолжением обучения в школе.