Программа разработана с учетом индивидуально-психических свойств личности, предназначена для психологов и педагогов.
Цель программы: знакомство с понятиями агрессии, формами агрессивных реакций и способами преодоления агрессии в разных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
Методы работы:
2 - Упражнения, направленные на устранения агрессивных реакций.
Организация:
Количество участников от 8 до 10 человек (четное количество).
Возраст членов группы от 12 до 14 лет.
Желательна группа смешанного состава по полу.
Ход занятий.
Занятие №1
Знакомство с участниками, разбор определения агрессии, формы и виды агрессии.
Упражнение на знакомство «Презентации».
Цель: знакомство, снятие первичного напряжения.
Время: 15 минут.
Педагог психолог: здравствуйте, прежде, чем начать нашу с вами работу, давайте познакомимся. Для этого я вас попрошу поделится по парам. Задача каждого из вас – представить вашу пару. Для этого для каждой пары будут предоставлены вопросы, на которые надо ответить и время 6 минут (3 минуты на каждого). После того, как каждый из вас получит информацию о своей паре, вы должны будете представить его перед всей группой.
Вопросы для каждой пары:
По истечении времени все участники возвращаются в круг. Партнер из пары должен презентовать для группы своего партнера.
Важно наблюдать как ребята друг друга представляют, какое настроение и эмоции у каждого из члена группы.
Беседа «Что такое агрессия? Причины агрессии»
Педагог психолог: прежде, чем мы приступим к нашей беседе, я хочу предложить Вам поиграть в игру «Ассоциации». Ребята, кто знает, что такое ассоциация?
Ответы ребят.
Педагог психолог: верно, это первое слово, которое приходит к нам в голову. Итак, давайте поиграем в игру «Ассоциации».
Игра «Ассоциации».
Цель: начать беседу.
Инструкция: первый человек начинает, произносит слово, следующий не задумываясь продолжает ассоциацию первого участника, третий участник отвечает на ассоциацию второго участника и т.д.
В контексте тренинга на тему агрессия, педагог-психолог начинает со слова: «агрессия» и слушает как ребята продолжают данное слово в своих ассоциациях, допускается два круга таких ассоциаций. После проведения – обсуждение.
Обсуждение «Что такое агрессия»
Педагог-психолог: Слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». С точки зрения психологии, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу. Каковы же причины агрессии?
Агрессия, как вы понимаете, не возникает на пустом месте.
Давайте с вами разберем несколько случаев и подумаем вместе это агрессивное поведение или нет.
Примеры ситуаций для обсуждения:
Обсуждение.
Занятие № 2.
Практические упражнения по теме агрессии и злобы.
Педагог-психолог: давайте с вами немного порисуем. Почему мы начинаем злится? У каждого из нас бывают свои обиды, плохое настроение, грустные периоды в жизни. Давайте нарисуем свою злость.
Упражнение «Рисунок злости»
Цель: рисунок позволяет вывести наружу негативные чувства и мысли и прорабатывает их. Для профилактики агрессивного настроения.
Инструкция: Для начала подросток должен ответить на такие вопросы как:
1 – где прячется эта злость в теле?
2 – какого цвета эта злость?
3 – какого размера злость?
4 – какой температуры эта злость?
После ответа на эти вопросы, подросток должен сделать глубокий вдох и резко, не задумываясь нарисовать рисунок своей злости.
Дальше необходимо работать с образом, который лежит перед сказами у подростка. Для прорабатывания образа, можно задавать следующие вопросы:
1 – Как долго эта злость сидит внутри?
2 - В какие моменты злость просыпается?
3 – Для чего она в твоей жизни?
4 – Как от нее избавится?
После ответов на вопросы рисунок можно уничтожить: порвать, закопать, разрезать на мелкие кусочки.
Педагог- психолог: давайте с Вами изучим упражнения для саморегуляции. Саморегуляция – это самовосстановление после сложные внешних воздействий на наше внутреннее состояние.
Упражнение «Дышим правильно».
Цель: восстановление.
Инструкция: Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение «Добрый, злой, плохой»
Цель: помочь подросткам понять, что такое эмоция, как ее выразить и контролировать.
Инструкция: участники сидят по кругу, педагог-психолог указывает какую эмоцию нужно изобразить.
Давайте закроем глаза и подумаем о том, что мы делаем что-то очень приятное: читаем книгу или играем в любимую игру, покажите на лице вашу эмоцию во время этого процесса.
Представьте, что вы готовились всю ночь к контрольной, а пришли на занятие и поняли, что ничего не понимайте, покажите, что вы чувствуете в этот момент.
А теперь представьте, что вы пришли домой, а тут вся квартира в гостях, которые пришли с огромными подарками без повода, покажите, что вы будете испытывать.
Хорошо, а что вы будете чувствовать, когда большая машина проедет мимо вас и лужа обольет вашу новую одежду?
Представьте, что над вами очень обидно пошутил друг, как вы отреагируете?
Давайте представим, скоро лето, у вас появится три месяца свободного времени, на улице будет тепло, вы сможете больше времени уделять для своих занятий и хобби, покажите, что вы испытываете?
Вопросы для обсуждения?
1 – Какую эмоцию было выразить легче, а какую сложнее?
2 – Насколько сложно было переключатся с негативной эмоции на позитивную?
3 – Какая эмоция вызвала больше всего чувств?
4 – Вы почувствовали, что вы можете контролировать переключение эмоции?
Рефлексия
Педагог-психолог: итак, ребята встаньте пожалуйста в круг. Мы с вами за два занятия познакомились с агрессией, причинами агрессии, научились саморегуляции. Давайте каждый из нас в этом круге поделится позитивными эмоциями, подчеркнет из наших занятий прекрасный опыт, который пригодится каждому из вас в жизни. Давайте каждый из вас улыбнется друг другу и пожелает большой удачи!