Ребёнок должен жить в семье. Ничто не заменит ему материнскую и отцовскую теплоту, домашний уют. Но, увы, нередки случаи, когда дети остаются сиротами даже при живых родителях. И если усыновление и опека по разным причинам невозможны, на помощь приходят детские дома семейного типа — именно благодаря им интернатные учреждения в современной Беларуси можно пересчитать по пальцам.

Первые детские дома семейного типа в Беларуси, как правило, располагались на территории личного жилья родителей-воспитателей, рассказывает заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова:

— Тогда еще имелось очень приблизительное представление о том, что это должны быть за помещения, не было никакого законодательного регулирования возникающих вопросов. По сути, люди стали первопроходцами. Уже на их примере вырабатывалась нормативно-правовая база. Наиболее активно ДДСТ стали развиваться после 2005 года, когда в президентскую программу «Дети Беларуси» был включен пункт о строительстве жилых помещений для семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разумеется, за время, прошедшее с 2005 года, существенно изменились подходы к строительству жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и родителей-воспитателей. Первые дома имели общую площадь около 150 квадратных метров — по 15 «квадратов» на человека. Современные планировки — это большие двухэтажные коттеджи со светлыми просторными комнатами, большими кухнями. Нельзя забывать и про оснащение — бытовая техника, мебель, компьютеры. Понятно, что когда всем этим пользуется семья с десятью детьми, постепенно в негодность приходит многое, и ремонт требуется уже через пять — семь лет. Львиная доля финансовых трат опять-таки ложится на государство. Кстати, республиканская акция «Наши дети» помогает ежегодно обновлять материальную базу детских домов семейного типа. Для ребят приобретаются игрушки, оборудование, развивающие пособия и многое другое — все то, что далеко не всегда могут себе позволить купить родители-воспитатели, поскольку их зарплата уходит в основном на продукты, одежду, обувь для детей, канцелярские товары.

Сегодня в детский дом семейного типа отдают от пяти до десяти ребят. Как подчеркивает Елена Симакова, задача контролирующих органов не «упаковать» его, что называется, под завязку, а дать возможность каждому ребенку чувствовать себя комфортно и свободно. Мама-воспитатель, как правило, работает в ДДСТ на полную ставку, папа — на полставки.

В Беларуси уже стало доброй традицией, когда родителями-воспитателями становятся многодетные матери и отцы. Например, в семье своих трое деток и еще пятеро, принятых на воспитание. Часто бывает и так: у мамы и папы родные сыновья и дочки выросли, разъехались, завели свои семьи, а куда девать нерастраченные любовь и нежность? Есть и другие варианты: родители-воспитатели вывели в люди не одно поколение ребят, и вот уже их родные дети подхватывают эстафету. Образуются настоящие педагогические династии. Есть хороший пример в Кличеве: бывшая заведующая детским садом Маргарита Кундикова вместе с супругом Сергеем ради того, чтобы взять к себе сирот, обменяли свою двухкомнатную квартиру на частный дом. Чуть позже Белорусский детский фонд сделал к нему пристройку, помог с ремонтом. Через школу семейного воспитания Кундиковых прошли 44 ребенка. Образ жизни родителей вдохновил родного сына Маргариты и Сергея — Захара. Он женился на воспитаннице семейного детского дома, и пара тоже создала детский дом семейного типа.

Основная ценность такой формы устройства детей-сирот — возможность для ребят, лишенных ласки и заботы родных родителей, получить их от своих воспитателей, научиться жить в кругу домочадцев и вести хозяйство. Здесь работает модель полноценной многодетной семьи. Есть оба родителя-воспитателя — и мать, и отец, которые формируют у ребенка правильное представление о распределении ролей мужчины и женщины в семье, дают хорошую подготовку к самостоятельной жизни.

Безусловно, в политике жизнеустройства детей-сирот основной акцент делается на усыновлении. Это первоочередная задача. Если она невыполнима — подключаются другие рычаги, в том числе опекунские семьи, детские дома семейного типа.

— Большинство белорусских семей, решивших усыновить ребенка, в качестве причин называют желание реализовать себя в качестве родителя, любить ребенка и получать его любовь, иметь полную семью, — рассказывает директор Национального центра усыновления Татьяна Белевич. — Усыновители — люди разных профессий: служащие, рабочие, предприниматели. Не имеет значения и место проживания: усыновляют и сельские жители, и городские.

По семейному положению кандидаты в усыновители в большинстве своем — это семейные пары, не имеющие своих детей. Небольшой процент желающих стать усыновителями есть и среди одиноких граждан, не состоящих в браке. Как правило, и те, и другие имеют материальный достаток, собственное жилье, высокий образовательный уровень. Об определенной социальной зрелости свидетельствует и средний возраст усыновителей — 30—40 лет.

Чаще всего кандидаты мечтают о ребенке более младшего возраста — желательно до пяти-шести лет. Чуть больше людей видят себя в роли родителей девочки.

Вместе с тем мифы прошлых лет в сознании наших граждан постепенно развеиваются. Значительно увеличилось количество усыновленных детей, имеющих проблемы со здоровьем (инвалидность, особенности психофизического развития и другое). Увеличивается доля кандидатов, которые готовы к открытому усыновлению (не сохраняя тайну усыновления) и сотрудничеству со специалистами системы охраны детства по вопросам воспитания.

Кандидаты в усыновители осознают специфику своей родительской ситуации. Именно это им позволяет в дальнейшем создать атмосферу безусловного принятия и доверия, основанных на понимании непростой судьбы ребенка.

Как в Беларуси помогают детям-сиротам и что приходит на смену интернатам, читайте на SB.BY: https://www.sb.by/articles/shkola-domashnego-vospitaniya.html.