Законодательная база, лежащая в основе системы защиты детей в Англии, представлена в основном Актом о детях 1989 г. и Актом о детях 2004 г. Данные законодательные акты устанавливают всеобъемлющую ответственность местных органов власти за обеспечение и улучшение благосостояния всех детей в зоне их ответственности.

По закону местные органы власти в Англии несут ответственность за организацию присмотра за теми детьми, чьи родители не могут присматривать за ними. Дети могут быть помещены под опеку местных органов власти только соответствующим решением суда (ордер на опеку), и родители имеют возможность оспорить такое решение. Суд обязан рассмотреть все имеющиеся доказательства до вынесения соответствующего решения и может выдать ордер на опеку только в случае, если он придет к выводу о том, что существует достаточное основание считать, что ребенку был нанесен или будет нанесен значительный вред, непосредственно проистекающий из существующих условий присмотра за ним или условий присмотра, которые, скорее всего, возникнут, если суд не вынесет соответствующего решения. В случаях, когда суд выносит решение о передаче ребенка под опеку местных органов власти, последние будут продолжать работать с его семьей с целью вернуть ребенка в семью. Однако на определенном этапе может возникнуть ситуация, когда станет очевидным, что ребенок не может быть возвращен в семью. На этом этапе местные органы власти обязаны принять альтернативные меры по обеспечению жизнеустройства такого ребенка на постоянной основе.

Принимая решение о жизнеустройстве ребенка в соответствии со статьей 22 Акта о детях 1989 г., местные органы власти обязаны принять меры по обустройству ребенка с его родителем; с лицом, которое не является родителем, но которое несет родительскую ответственность за этого ребенка; или же с лицом, выполнявшим решение суда об обустройстве ребенка, которое предписывало проживание ребенка с этим лицом до момента выдачи ордера на опеку, кроме случаев, когда это не соответствует интересам ребенка или не является достижимым с практической точки зрения. Такой подход отражает принцип того, что вмешательство государства в жизнь семьи должно быть сведено к минимуму, необходимому для защиты ребенка от вреда.

В случаях, когда обустройство ребенка с его родителем или лицом, несущим родительскую ответственность, невозможно, местные власти должны обустроить ребенка наиболее приемлемым образом. Таким является обустройство, которое, по их мнению, наилучшим образом защитит и обеспечит благосостояние ребенка. Принимая решение о наиболее подходящей форме жизнеустройства, местные власти в Англии обязаны отдать предпочтение обустройству его с родственниками или близкими людьми. Местные органы власти обязаны также обеспечить, насколько это практически реализуемо, возможность проживания ребенка поблизости от его дома; не прерывать процесс его обучения; дать возможность ребенку жить вместе со своими братьями и сестрами; обеспечить ребенку условия проживания с учетом имеющихся у него ограничений здоровья и в зоне ответственности самих местных органов власти.

По состоянию на 31 марта 2016 г. в Англии насчитывалось 70400 детей, находящихся под временным присмотром. Основными видами жизнеустройства таких детей являются патронатные семьи и размещение детей под опекой в интернатных учреждениях. Продолжительность времени, в течение которого дети могут находиться под временным присмотром, может быть разной, в зависимости от потребностей ребенка.

Большинство детей под временным присмотром размещаются в патронатных семьях, поскольку наилучшие условия для воспитания детей существуют в стабильных и любящих семьях. По состоянию на 31 марта 2016 г. 74% детей под временным присмотром находились под патронатом. Патронатные семьи могут быть семьями родственников или друзей, если это возможно и отвечает интересам ребенка.

Для некоторых детей патронат не является формой жизнеустройства, отвечающей их потребностям. По состоянию на 31 марта 2016 г. 11% детей под временным присмотром находились под опекой в интернатных учреждениях. Такими учреждениями могут быть детский дом, хостел или детский дом ограниченного доступа.

Временный присмотр за детьми может также осуществляться их родителями. В 2016 г. такая форма жизнеустройства была реализована для 5% детей, находившихся под временным присмотром.

Местные органы власти несут ответственность за привлечение и удержание требуемого количества патронатных воспитателей в зоне своей ответственности. Положение о патронатной службе Англии 2011 г. подробно описывает процесс отбора патронатных воспитателей и требует от патронатных служб проводить оценку соответствия потенциального патронатного воспитателя целому ряду установленных требований.

Законодательство четко устанавливает, что все патронатные воспитатели обязаны пройти обучение, необходимое им для эффективного выполнения своих обязанностей, и что должна быть создана система такого обучения. Всем патронатным воспитателям должна быть оказана поддержка в прохождении вводного курса обучения; прохождении обучения по Стандартам Обучения, Поддержки и Развития в течение 12 месяцев с даты получения разрешения на патронатное воспитание; формировании учебно-развивающего портфолио и разработке индивидуального плана развития, который определяет, какую помощь они должны получить для прохождения текущего обучения с учетом своих потребностей и опыта.

Патронатные воспитатели осуществляют временный присмотр за детьми от имени местных органов власти. Между ними и органами власти заключается договор о том, каким образом они будут выполнять свои обязанности по присмотру за детьми, но они не являются сотрудниками патронатной службы. Таким образом, работа патронатного воспитателя не является оплачиваемым трудоустройством, и патронатные воспитатели полу­чают пособие на покрытие расходов на присмотр за ребенком.

Некоторые патронатные воспитатели также получают плату в качестве вознаграждения за выполняемую ими работу. Размер такого вознаграждения устанавливается патронатными службами.

Усыновление является той возможностью постоянного жизнеустройства детей, которая доступна для рассмотрения местных властей. Закон об усыновлении четко определяет, что дети не могут быть усыновлены без согласия своих родителей, за исключением случаев, когда суд установил, что для обеспечения благополучия ребенка необходимо обойтись без согласия родителей. Последнее возможно в случаях, когда судом установлена невозможность определения местонахождения родителей; когда родители не способны/не в состоянии дать свое согласие или когда у суда есть основания полагать, что благополучие ребенка требует обойтись без согласия родителей.

Отбор потенциальных усыновителей и нахождение для них подходящих детей является задачей, требующей высокой компетенции и имеющей жизненно важное значение как для ребенка, так и для потенциального усыновителя. Агентствам по усыновлению и социальным работникам приходится принимать во внимание целый ряд факторов. Потенциальным усыновителям доступны многие виды услуг, некоторые из которых определяются на местном уровне местными органами власти, но материального вознаграждения за усыновление ребенка усыновители не получают. Правительство Англии, однако, оказывает усыновителям помощь через Фонд поддержки усыновления (ASF). ASF был основан, поскольку многим семьям необходима та или иная терапевтическая помощь в период, следующий за усыновлением ребенка, и слишком многие из них испытали трудности в поисках помощи, которая была необходима им в прошлом. Фонд дает им возможность получить упрощенный доступ к таким услугам в будущем.

Тайна усыновления отсутствует. К каждому ребенку прикреплен социальный работник, который объясняет ему историю его жизни. Усыновленному ребенку с самого начала понемногу рассказывают об усыновлении и к подростковому возрасту он знает практически все об этом.

До тех пор, пока ребенок не усыновлен, родители сохраняют «родительскую ответственность». Это формулировка заменяет в Великобритании понятие «родительские права» в соответствии с «Законом о детях». В случае, если ребенок находится под присмотром местной власти, родительская ответственность уменьшается, и местные органы власти принимают решения за ребенка до тех пор, пока родители не смогут предоставить ребенку безопасные условия для проживания, или до тех пор, пока ребенок не достигнет совершеннолетия.

 

Источник: журнал Социальные науки и детство (№1-2021)

https://psyjournals.ru/ssc/2021/n1/