Ребенок и чужие вещи
Воровство тема очень тонкая в плане психологии. Как уберечь ребенка от присвоения чужих вещей?
Вот несколько правил, как действовать при появлении первых чужих вещей в вашем доме:
- Полное доверие между родителем и ребенком, верный путь вовремя помочь справиться с возникающей проблемой.
- Начинать профилактику присвоения чужих вещей следует с дошкольного возраста.
- Ребенок в 4-5 лет понимает, понятие слов «мое» и «чужое».
- Родители должны замечать любые вещи, принесенные ребенком из детского сада, где есть много соблазнов, в то время, когда родителя нет рядом.
- При появлении в кармане ребенка незнакомой игрушки, следует спросить - откуда эта вещь.
- Следующим шагом будет объяснение ребенку, что, к сожалению, эту игрушку нужно вернуть хозяину, как бы она ему не нравилась.
- Если ребенок рассказывает о том, что он поменялся с другом, этот факт проверяется в присутствии друга и лучше и его родителей.
- Если факт обмена установлен, лучшим способом будет произвести обмен обратно, тем самым дать понять ребенку, что чужие вещи лучше не брать, а играть можно вместе, не унося их домой.
- Важен момент присутствия значимого взрослого для ребенка в момент выяснения правды о новой вещи в кармане ребенка.
- Если обмена не было, и этот факт стал известен только в момент общения с другом ребенка, следует вернуть вещь другу и извиниться от лица ребенка за то, что он взял эту вещь без спроса. Можно предложить поиграть вместе с понравившейся игрушкой.
- Надо ли покупать такую же игрушку своему ребенку? Зависит от позиции родителей. Если вы сможете объяснить ребенку, что у него есть игрушки интереснее, то не нужно, если вы понимаете, что ему очень нравится игрушка друга – приобрести и преподнести в качестве подарка к какому-либо празднику.
- Родители всегда должны стоять на стороне ребенка (не путать с понятием – мой ребенок всегда прав) и если он виноват, извиниться за него, если вопрос решается через компромисс – просто радоваться. Важно, чтобы у ребенка сложилось устойчивое желание быть откровенным с родителем, так как родитель всегда поймет и поможет.
- Профилактикой «воровства» из магазинов будет контроль со стороны родителя за ребенком в момент покупок.
- Следующим шагом профилактики будет – объяснение ребенку правил поведения в магазине, и как следствие объяснение как происходит покупка.
- Можно показать ситуацию покупки в магазине через показ действий совершения покупки прямо на месте, или предложить игру в «Магазин» дома.
- При каждом выявленном факте присвоения чужой вещи, следует поговорить с ребенком и выяснить причины данного поступка. И, исходя из этого, принимать дальнейшее воспитательное решение.
- Важно понимать возрастные особенности детей и действовать последовательно, а не жестко и резко при выявленном факте присвоения чужой вещи.
- Когда понимающие родители рядом, ребенку легче понять значение триады понятий «ХОЧУ. МОГУ. НАДО".