Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал покашливать с одинаковой периодичностью? Проявления невротических тенденций разнообразны. Как, и причины, к ним приводящие.

Предлагаем основные моменты в поведении ребёнка, за которыми родители могут понаблюдать в повседневной жизни и при усугублении ситуации обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Как давно вы заметили навязчивые проявления у ребёнка?

В какое время суток чаще всего невротические проявления «атакуют» вашего ребёнка?

После каких ситуаций (встреч с людьми, определенных событий) невротические проявления часто проявляются?

В каких ситуациях невротические проявления исчезают?

Какой сон у ребёнка чаще всего?

*спокойный

*прерывистый (часто просыпается, плачет во сне)

*часто разговаривает или вскрикивает во сне

Легко ли ребенок засыпает?

В каком настроении просыпается чаще всего?

Сколько кружков, занятий, секций в неделю посещает?

Как долго находится в гаджетах в течение дня?

Легко ли расстается с гаджетами?

*с криком

*только после переключения внимания на что-то другое

*отдает, когда просим

*сам оставляем через какое-то время

 

После каких ситуаций у ребенка появляются навязчивые движения?

*после детского сада/школы

*после секции/кружка

*после просмотра мультфильмов/видеороликов

*после долгих активных игр

 

Как реагирует на резкие звуки?

*вздрагивает, пугается

*начинает плакать

*спокойно продолжает заниматься своими делами

 

Есть ли у ребенка сложности в общении со сверстниками?

Есть ли специфика общения со взрослыми?

 

Как ребенок чаще всего реагирует на замечания?

*протест, бунт

*замыкается в себе

*принимает во внимание

*говорит о том, что его беспокоит

 

Как ведёт себя ребёнок во время переживаний?

Есть ли у ребёнка время для свободной деятельности? Чем он тогда занимается?

Всегда ли ребёнок может выразить желания словами?

Как ребёнок ведет себя во время занятий?

*не может приступить к занятиям и сконцентрироваться

*постоянно отвлекается

* «залипает»

*злится, когда что-то не получается

*делает четко

 

Как ведет себя с домашними животными? (если есть)

Как обращается с вещами, игрушками? (аккуратно, бережно, или наоборот)

Как ведет себя в общественных местах, в магазине?

С удовольствием ли гуляет на улице?

Как реагирует на запреты?

Как реагирует на проигрыш?

Как реагирует на спешку?

Как реагирует на ссоры окружающих?

Чего боится ребенок?

 

Можно завести «Дневник наблюдений» и фиксировать в нём в разрезе дней недели, например, количество проявлений навязчивых движений в течение дня, после чего это происходит (если заметили), как вы отреагировали, как отреагировал ребенок на вашу реакцию, какие вы сами испытали чувства в тот день, оцените эмоциональную насыщенность дня (например, по шкале от 0 до 10).

 

Понаблюдайте за ребенком в течение 1-1,5 месяцев по выше перечисленным пунктам. Если вас беспокоит что-то, много напряженных моментов, имеют место часто или регулярно быть невротические проявления у ребенка, проконсультируйтесь у специалистов.

Национальный центр усыновления