Фото

Ситуация № 1 для родителей детей 3-5 лет

Тане 3 года. Несмотря на свой «юный» возраст, девочка стремится помогать маме во время уборки квартиры: берет веник и пытается подметать ковер. Мама понимает, что без пылесоса в данной ситуации не обойтись, но Таня веник отдавать не торопится. В данной ситуации наиболее подходящим вариантом будет сказать/поступить:

Варианты ответов:

Заберу у девочки веник и буду пылесосить ковер. Все равно веником она только поднимет пыль, и эффекта от уборки никакого не будет.
В данной ситуации Таня может расценить Ваши действия как агрессивные и запрещающие. Ничего, кроме раздражения, протеста и обиды такое поведение взрослого у ребенка не вызовет. К тому же у Тани будет формироваться «образ себя» как неумелой и неуклюжей.
Подойду к ребенку и попрошу лучше подмести
Оптимальное решение ситуации. И девочка Вам не будет мешать заниматься уборкой, и охоту к выполнению домашней работы Вы у ребенка не отобьете.
Постараюсь переключить внимание девочки на что-нибудь другое, например, на игрушки или домашних питомцев. Незаметно заберу у нее веник и буду пылесосить.
Хорошее решение вопроса. Дети в 3 года, как правило, очень любят все яркое и позитивное. К тому же малыши в большинстве своем с легкостью переключаются с одного объекта на другой.
Подожду, пока ребенок наиграется с веником, а затем продолжу уборку.
Пожалуй, не самое лучший выход из ситуации. Если Вы ограничены во времени и у Вас много дел по дому, то ждать, пока Таня будет играть с веником, не вариант. Если Вы все время ставите во главу угла интересы ребенка, он очень скоро к этому привыкнет. В результате вырастет избалованный и капризный ребенок, который буде руководить Вами.
Следующий вопрос
Перейти к кейсам
Фото

Ситуация № 2 для родителей детей 3-5 лет

Таня любит одевать туфли старшей 8-летней сестры и ходить в них по квартире. Родители Тани переживают, что она может за что-нибудь зацепиться и упасть. Вы в подобной ситуации скажете/поступите следующим образом:

Варианты ответов:

Я объясню девочке, что в туфлях вообще по дому не ходят, это обувь для улицы. Настою на том, чтобы она сняла туфли.
Лучше, конечно, приучать ребенка носить только свою обувь. Причем различать обувь для дома и для улицы. В данном случае главное – сделать это мягко и по-доброму.
Сделаю акцент на том, что у самой Тани много красивой обуви, например, сандалии. Если уж ей так хочется ходить по дому в обуви, пусть одевает хотя бы свою – меньше риска упасть.
Если Вы очень беспокоитесь о безопасности ребенка и боитесь, что он упадет и будет травмирован, то этот вариант для Вас. Можно разыграть для малышки сценку, что Вам очень нравятся Танины сандалии, и Вы непременно хотите их одеть.
Не стану в принципе заострять на этой ситуации внимание. Все мы любили в детстве одевать обувь старших. А если ребенок упадет – поднимется, ничего страшного.
Действительно многие в детстве любят одевать обувь старших братьев и сестер или родителей и расхаживать в ней по дому. Если для Вас это не проблема, то не лишним будет протереть влажной тряпкой туфли старшей дочери, чтобы уличная пыль не разносилась по жилищу. Да и маленькую Таню все же не стоит в комнате оставлять без присмотра.
Попытаюсь девочке объяснить, что каждый человек должен носить только свою обувь, потому что в чужой могут жить вредоносные грибки, от которых потом будут болеть пальчики.
В три года объяснять Тане об опасности, которую несут в себе вредоносные микробы и грибки – не самый лучший выход из ситуации. Ребенок в лучшем случае ничего не поймет, а в худшем - впечатлится «злобными грибками». Правда, есть еще один вариант, но менее вероятный: девочка заинтересуется биологией и станет профессором, а может даже изобретет новое лекарство от грибковых инфекций
Следующий вопрос
Перейти к кейсам
Фото

Ситуация № 3 для родителей детей 3-5 лет

Танечка, когда кто-нибудь звонит в дверь, первая бежит в прихожую и не спрашивая, кто пришел, сразу распахивает дверь. Вы бы в данной ситуации сказали/поступили так:

Варианты ответов:

Считаю, что следует один раз хорошенько отругать ребенка за такое поведение, чтобы он просто боялся так делать даже из страха быть наказанным.
Ругать ребенка за то, что он наивный и отрытый всему миру, - не лучший метод воспитания. Пожалуй, лучшим выходом будет смена дверного замка, чтобы трехлетний ребенок просто не смог его открыть без помощи домочадцев.
Думаю, что родителям следует спокойно и обстоятельно объяснить девочке, что в дверь могут позвонить чужие люди, которые могут представлять опасность.
Если Ваш малыш не слишком впечатлительный, то можно, конечно, проводить предупредительные беседы об опасности, которая может находиться за дверью. В обратном случае Вы рискуете сформировать у ребенка стойкий страх перед звонком в дверь.
Следует раз и навсегда запретить ребенку открывать дверь. В семье должно быть правило: «входную дверь по звонку открывают только взрослые».
Хорошее решение ситуации, если Ваша малышка послушная. Опять же вырабатывать это правило нужно спокойно и тактично, а не «дрессировать» ребенка. На первых порах с ним можно договориться о том, что открывать дверь он будет только вместе с кем-то из взрослых членов семьи.
Не вижу ничего страшного в данной ситуации. Сейчас в каждом подъезде стоят домофоны. Поэтому постороннему человеку практически невозможно зайти в подъезд.
Домофон – вещь нужная и полезная. Но порой и техника дает сбои. К тому же вместе с жильцами в подъезд может проникнуть и посторонний человек, и не всегда с лучшими намерениями. Многие люди подвергают себя и близких опасности из-за собственной беспечности.
Следующий вопрос
Перейти к кейсам
Фото

Ситуация № 4 для родителей детей 3-5 лет

Таня больше всего любит играть в куклы с соседской девочкой Машей 4-х лет, которую часто приглашает к себе в гости. Однажды Маша пришла к Тане играть с новой куклой, которую ей на днях подарила бабушка. Кукла так понравилась Тане, что она отобрала ее у хозяйки. Маша плачет. Вы бы в данной ситуации сказали/поступили так:

Варианты ответов:

Не стоит подкреплять хамское поведение ребенка, даже если он маленький. Я заберу куклу у Тани и отдам ее хозяйке.
В данном случае поведение ребенка скорей продиктовано непосредственностью и желанием обладать красивой игрушкой, чем хамством и невоспитанностью. Не стоит грубо забирать у Тани куклу, это приведет лишь к тому, что плакать теперь уже будет она или обе малышки вместе. Помогите ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое», «наше».
Предложу девочкам поиграть с куклой вместе, взяв на себя роли, например, мамы и подружки куклы.
Хороший вариант, если соседка Маша и Таня смогут договориться. Потом они смогут поменяться ролями. Если же нет, то лучше предложить Маше не менее интересную и яркую игрушку Тани, к которой хозяйка уже потеряла интерес, но которая будет в новинку для соседки.
Думаю, что дети должны сами учиться договариваться и решать свои вопросы. Просто буду наблюдать за ситуацией и посмотрю, чем все закончится.
Во время игры детей 3-4 лет вмешательство взрослого просто необходимо. Между ребятами часто возникают мелкие споры и ссоры. Можно, конечно, все пустить на самотек и учить девочек «школе жизни». Но в данной ситуации взрослому человеку все же стоит урегулировать конфликт, пока дело не дошло до драки.
Проведу с Таней спокойную беседу по поводу того, что чужие вещи и игрушки можно брать только с разрешения хозяев, а затем приглашу девочек попить чаю с конфетами вместе с куклой.
Оптимальный вариант. Убедите Таню вернуть игрушку Маше и научите ее тут же попросить разрешения поиграть с куклой. Приглашение к чаю – хороший ход, дети любят ролевые игры. Можно к кукле позвать плюшевого мишку или зайку, других кукол.
Следующий вопрос
Перейти к кейсам