Многие знакомые говорят, что я так много сделала для Тёмочки, а он этого не поймёт и, возможно, не оценит. Но в двух словах не объяснишь, как много этот мальчик сделал для меня и как я благодарна, что этот ангел вошёл в мою жизнь. Вошёл постепенно, тихо, осторожно, но основательно.
Познакомились мы в приюте, когда Тёма со старшим братом был отобран у мамы. Маленький, худощавый, с бездонными голубыми глазами. Тоненькие пальчики так цепко хватались за шею, что оторвать от себя малыша можно было с трудом. Такие объятия причиняли боль, поэтому никто не рисковал брать Тёму на руки. Он не понимал, что такое ласка. Немало времени и терпения потребовалось, чтобы научить его простым объятиям.
Из прожитых им трёх лет большая часть была проведена в доме ребёнка. Маму лишили родительских прав, она восстановилась и опять запила. Прожив положенные полгода в приюте, Тёма с братом были возращены домой.
Однажды, возвращаясь с работы, я встретила Тёминого брата, блуждающего по улице с портфелем. Оказалось, он не мог попасть в дом. Мы долго стучали в дверь, окна, но никто не открывал. Выяснилось, что пьяная мама спала за столом, на кровати тоже кто-то спал, а Тёма сидел у печки и ел из ведра пепел. К огромному сожалению, дети опять оказались в приюте.
У Тёмы были расчёсаны руки, ноги. Он плохо спал, стонал во сне, чесал себя. Никакие лекарства не помогали. Расчёсы за ушами стали гноиться. Тёму поместили в больницу. Я понимала, что вопрос о лишении мамы родительских прав — дело времени.
Забрать Тёму… Это был такой сложный вопрос, столько сомнений, столько ненужных предположений. И когда я почти решилась, встал вопрос, что если забирать, то вместе с братом. Но Максим был слишком привязан к матери и зависим от неё. Она им легко манипулировала, убеждая, что в их расставании виноваты другие люди и обстоятельства, а она лишь жертва ситуации. Максим верил, надеялся, защищал как мог и глубоко страдал. Невыносимо смотреть на страдания ребёнка, когда ты не можешь ему помочь.
Даже спустя три года Максим, воспитанник детского дома семейного типа, продолжал ждать мать и верить в то, что в их разлуке нет её вины, хотя за всё время она ни разу не позвонила и не навестила мальчика.
Пока я думала, сомневалась, мальчишек увезли в другой город. Поскольку Тёме нужно было специализированное учреждение, братья стали жить порознь.
Для меня это расставание было мучительным. Спасением и надеждой стал патронат. Я смогла брать Тёму на каникулы.
Никогда не забуду нашу первую встречу в детском доме. Когда у него спросили, знает ли он, кто к нему приехал, Тёма всплеснул худенькими ручонками, повернулся к иконке, которая находилась в группе, и произнёс: “Богородичка”. А потом потянулся ко мне, говоря: “Это мамочка”.
Первые Тёмины каникулы у нас пролетели незаметно. Не хотелось возвращать и не хотелось возвращаться. Когда подходили к детскому дому, Тёма начал плакать и причитать: “Не хочу к Полинке, хочу к Виолетке”. Полина — девочка в группе, Виолетта — моя приёмная дочь. Тёма сделал выбор, я же ещё некоторое время колебалась и сомневалась. В этот период он был признан ребёнком-инвалидом, перенёс несколько операций и при каждом возвращении в детский дом расстраивался, тяжело перенося разлуку.
И вот мы уже три года вместе: Тёма, Виолетта, Вика, Ника, Настя, Ульяна. Ещё троих ребят мы передали в семьи, их усыновили.
Сейчас Тёма — школьник. У него прекрасная память, он участвует во всех постановках и праздниках.
У Тёмы невероятная улыбка.
Он мало спит и засыпает после принятия лекарств. Часто ночью просто лежит в постели, но никогда меня не беспокоит.
Тёма всегда в хорошем настроении. “Доброе утро, котик, солнышко проснулось”, — так он приветствует меня каждое утро.
Тёма всегда и за всё благодарит. За заправленную постель, за новую игрушку, за обед, за наполненную ванну, за каждую, даже самую малую услугу. А как он это делает! Всегда с поклоном и так искренне, что иногда хочется расплакаться. Кто его этому научил, где видел он такие нежные и трепетные отношения?
Тёма конструирует интересные поделки, наряжает игрушки из подручного материала, сооружая кепки, очки, усы. Получается очень смешно. Но если кто-то разрушит его сооружения, Тёма так горько плачет, что нужно поискать слова и аргументы, чтобы его утешить.
Тёма научил нас смотреть в небо. Каждое утро он здоровается с солнышком и ругает тучку, если она мешает солнышку выглянуть. На небе он видит целый сюжет из облаков и может долго рассказывать, лёжа на траве, как крокодил танцует с принцессой. Он любуется закатом и видит в ночном небе не только луну и звёзды, но и пришельцев и ангелов. Тёма слышит песенку дождя и может её напеть. В его тоненьких ручонках всё оживает и движется. Даже кубик вертится, как юла, на одном углу. Тёме обязательно нужен воздушный змей, а если его нет, то будет порхать привязанный им пакет.
Тёма всегда замечает самые простые изменения в интерьере. Его радует новая картина, повешенный рисунок. Он радостно всплёскивает худенькими ладошками и с восторгом вскрикивает: “Ура, ты повесил, как красиво! Здорово!”
Тёма каждый день дарит комплименты, так просто и искренне. Проходя мимо зеркала, и о себе скажет: “О, я красивый”. Да, конечно, удивительно красивый!
Он не может понять, как правильно надеть рубашку, но так тонко понимает эмоции и постоянно просит о любви. А самое важное то, что он так талантливо любит весь мир.
С ним интересно гулять. Он говорит: “Ты — Адель, а я — Жан-прыг”. А дальше поёт: “Тебя одну люблю, хоть далеко — пою!” Или что-то рассказывает. Но никогда не жалуется, хотя его часто обижают. И про свою очередную шишку будет говорить, только если спросят.
Тёма редко плачет, редко грустит и никогда не бывает без дела. Он постоянно что-то мастерит и фантазирует.
Тёма не со всеми разговаривает и умеет не слышать обидные слова. Но Тёма легко замечает малейшие изменения настроения. “Ты грустная? Не плачь, мамочка!” От этих слов и прикосновений его тоненьких пальчиков сердце сжимается. Откуда взялось это утешение для меня? Его слова согревают душу, а молчание укоряет сильнее самых громких слов. Его слёзы обжигают сердце, а смех облегчает тяжести.
Он вошёл в мою жизнь основательно. Не думала, что смогу его полюбить, но сейчас его любят все, кого люблю я. Не представляю жизни без него. Он придаёт силы, радует и утешает, вдохновляет и окрыляет. Невероятно, но с нами под одной крышей живёт ангел!
Светлана ЛИТВИНЧУК,
родитель-воспитатель, г.Пинск.