«Счастье любит тишину» и «Семейная жизнь – не то, что надо обсуждать публично» – основные мои жизненные постулаты. Но тогда закономерно возникает вопрос, как соотносится этот текст с тем, что написано выше.
Все просто: со временем понимаешь, что в жизни не все раскладывается по полочкам, случаются такие события, которые меняют твою картину мира, взгляды и установки на жизнь и приходит осознание, что твой выход из зоны комфорта в сторону публичности для других станет возможностью «примерить и надеть на себя». Возникает желание «пошептаться», поделиться опытом, в том числе и от того, что твои силы ограничены, ты можешь стать усыновителем всего лишь для нескольких детей в лучшем случае, а в голове любого, пришедшего к усыновлению и прошедшего этот путь, есть одна мечта – чтобы все дети были в семье. И тогда, чтобы продолжить свой путь в приближении к этой мечте, ты понимаешь, что нужно рассказывать, популяризировать вопросы усыновления и если в результате этого хотя бы один ребенок обретет новую семью и вырастет счастливым человеком, то в этом и заключается твоя самая «полезная польза».
Конечно, у каждой семьи будет свой путь, здесь не может быть выработано единого одного алгоритма, «одного рецепта счастья», прочитав который вдруг станет понятно, что если я сделаю все точно также, то мои ожидания оправдаются и все будет именно так, как я спрогнозировал. Ну нет, конечно… но от этого, твой путь станет еще интереснее, жизнь – более полной, а потом и ты сам станешь тем, что другим обязательно будет полезен уже твой опыт, твои наблюдения, твои шаги и приемы, а это значит, что продолжится ниточка добра к обычному человеческому счастью новых семей.
Мой путь (как это было)
Много раз думала, когда это во мне началось…, что послужило точкой отсчета. Говорят, что жизненная модель взрослого обусловлена детством, но в детстве я не сталкивалась с оставленными детьми и знала об этой теме только по «сарафанному радио» взрослых, с их оценками, что «гены пальцем не раздавишь» и больше находилась под флером того, что при возникновении такой ситуации есть огромное количество рисков и непредсказуемости для взрослых, что одно дело, когда родня забирает, а другое – что вообще решаться на усыновление надо только тогда, когда ты сам бездетный и другого выхода стать родителем у тебя нет, но при этом сам факт такого «неправильного» рождения ребёнка надо скрыть и от самого ребенка, и от окружающих, а, следовательно, ради этого можно сменить даже место проживания и т.д. и т.п.
Но все же потом, порывшись в себе, нашла подтверждение тезису, что ничего не бывает случайно и что все же определённые точки отсчета можно найти и в детстве. Так случилось, что я так называемый «чернобыльский ребенок», что предопределило наши с сестрой долгие расставания с родителями ради сохранения здоровья и не проживания на загрязнённой радионуклидами территории и, следовательно, нахождение в санаториях, у родственников. Меня же никто не оставлял, не бросал, но долгую разлуку я сильно переживала, в моей уже взрослой голове зафиксировалось как я тогда каждый раз ждала, что ко мне кто-то приедет, навестит и какой испытывала трепет, тревогу, что скоро услышу слова о том, что знаешь, мне надо уезжать, напиши мне письмо, не плачь, я скоро приеду… И в то же время опыт, ставшим открытием для меня, что на фоне неоднозначной реакции на «чернобыльского ребенка» с его заразностью, опасностью для других, кличками и клише, которыми награждали тебя и дети, и взрослые, при твоей беззащитности, в силу отсутствия рядом близких, что тебя готова взять пожить на какое-то время немецкая семья, без знания языка, посвятить свое время, чтобы показать красивые места и музеи Германии, где ты увидишь Сикстинскую Мадонну, купить недосягаемую для тебя куклу Барби, «моднючие» курточку и ботинки, и заморский магнитофон, а это значит – согреть и защитить. И каково же открытие – эти люди с огромным сердцем, которых ты раньше вообще не знал, нашлись в твоей судьбе только потому, что они не могли оставаться безразличными к тем, кто пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС. Такие жизненные маркеры дали мне возможность через себя пропустить боль, которую чувствует ребенок, когда он остается один, и задуматься над тем, как вырастить свое сердце «большим» .
И вот когда я в 20 лет стала молодой мамой, мое обожание, бескрайняя любовь к сыну, признаюсь к своему стыду, привели к тому, что я искренне не понимала и даже осуждала мам, у которых дети с маленькой разницей в возрасте. Мне казалось возмутительным «разделение, расплескивание» родительской любви между детьми, а значит – обделение их вниманием, заботой, лаской, это теперь я понимаю, что с каждым новым ребенком сердце не делиться, а наоборот растет, увеличивается в размерах, становится еще более теплым и понимающим.
Еще только формируясь мамой, я видела, наблюдала, чувствовала и осознавала как для ребенка жизненно необходима мама, семья. Шла обычная жизнь молодой семьи с радостями и горестями, новыми счастливыми моментами и хлопотами, проблемами, с большим количеством работы и обустройством быта, то есть шла нормальная жизнь обычной среднестатистической семьи. Профессиональная реализация, первые «свободные» деньги дали возможность снова вернуться к теме, что не все дети имеют семью, ощутить внутреннюю потребность хоть как-то участвовать в судьбе таких детей. Должна признаться, что делала это очень неумело, руководствуясь своими чувствами сострадания и желания скрасить жизнь конфетами, подарками, это теперь я понимаю, насколько это серьезный вопрос, что действительно полезное волонтерство в другом, не в фрагментарных ….что это целая наука, которую надо познавать, что это такая же деятельность, которая требует глубоких знаний и подготовки, если ты хочешь, чтобы она принесла пользу ребенку, а не еще, как оказывается, навредила. Но это отдельная история, единственное, что невозможно не сказать, в нашей стране огромное количество людей, которые имеют возможность и хотят помогать другим, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, но эта работа проводится, кто как понимает, и здесь объективно нужна серьезная разъяснительная работа в части того, как правильно ее осуществлять.
С рождением каждого нашего ребенка у меня только укреплялась мысль о том, что кто-то тоже уже родился, но у него нет родителей. Стала почитывать законодательство, литературу и форумы по соответствующей теме, уже осознавала, что это уже не просто обычное любопытство. И в то же время отдавала себе отчет в том, что у меня семья и что такие решения не принимаются единолично, что в желании что-то построить новое, можно умудриться разрушить самое дорогое, что у меня есть – семью. Набралась сил, не помню, как я поделилась своими мыслями со своим супругом, он, конечно, очумел, но как я ему благодарна за то, что он без лишних слов и долгих объяснений понял, что я уже не смогу расстаться с этой темой, что как настоящий мужчина, он скорее исходил из того, что это сделает меня счастливее. Он вдруг сразу и всецело проникся идеей усыновления (не могу не написать, что только благодаря моему супругу реализовалась моя мечта, только он способен был понять мою странноватенькую натурку). А потом уже вместе мы решили, что мы просто обязаны обсудить этот вопрос с нашим старшим сыном, которому на тот момент было уже около 20 лет, как он воспримет, что у него появится еще один, четвертый братик или сестричка и «родится» он путем усыновления. Парадоксально, я это очень часто с теплотой вспоминаю, но тогда, по крайней мере, у меня смелость стала куда-то улетучиваться, еще ничего не началось, а я уже стала обрастать сомнениями, страхами, переживаниями и позитивная, легкая, уверенная реакция сына стала для меня тогда серьезной поддержкой.
А дальше наступила «своеобразная беременность» . И если первые эмоции, когда ты окунаешься в организационные вопросы процедуры усыновления, с прохождением занятий по подготовке кандидатов в усыновители, получением медицинского заключения, представления других документов, сводятся к тому, что все долго и всего много, то сейчас могу сказать, что это абсолютно оправданная мера. Это своеобразная проверка самого себя: не является ли это каким-то импульсивным решением, правильно ли ты представляешь картину мира, твои мотивы вписываются в канву усыновления и ответить себе на многие-многие вопросы, откровенно поговорить самому с собой. Пользы в описании деталей не вижу, поскольку, с одной стороны, чтобы «поймать картинку» нет лучше рекомендации, чем ознакомиться с нормативными правовыми актами в области усыновления, а с другой – нам в процессе усыновления встретились только профессионалы, которые проникались обстоятельствами, подсказывали и направляли, рекомендовали наиболее приемлемые варианты в том или ином случае. Так что для того, чтобы успешно завершить «беременность» не обязательно быть большим специалистом в юридических вопросах, лично нам она открыла еще и новых людей, увлеченных своей работой по устройству детей в семьи, обладающих уникальными личными качествами, с которыми с огромным удовольствием мы продолжаем общение и сейчас.
Наши открытия
Наше счастье
Наша доченька, когда-нибудь ты обязательно прочтешь этот материал. При таком стремительном развитии информационных технологий, он сам найдет тебя одним нажатием кнопки.
Знай, что ты самая любимая, самая желанная, самая дорогая и родная, сделавшая всех нас счастливыми. И как здорово, что именно эти слова мы можем повторить 4 раза, что у нас есть четыре самых любимых, самых желанных, самых дорогих и родных, сделавших всех нас счастливыми ребенка.
Знай, что ты нам открыла новый мир, как можно искренне радоваться вещам, которые кажутся сами собой разумеющимися, и которым мы даже не придаем значения, что ты научила нас видеть жизнь глубже, многогранней, что ты ее наполнила светом и теплом.
Знай, что благодаря тебе, мы научились понимать, что сделать то, что для других кажется плевым делом, тебе понадобились годы, что ты научила нас понять это и принять.
Знай, что все мы обожаем тебя и что благодаря всем нам вместе у нас есть обычное человеческое счастье.
Знай, что благодаря тебе, мы верим, мы знаем, что скоро у тебя появится сестричка или братик, рожденная сердцем .
P.S. Я хитренькая, пусть этот материал станет оберегом моей доченьке, что даже, когда меня не будет на этой Земле, он будет той горой, о которую будут разбиваться все слова и пересуды других.
Этот материал это и наше родительское взросление, когда и как рассказать своему самому дорогому человеку на Земле о факте усыновления.