Известная древняя присказка гласит, что «Жизнь прожить – не поле перейти». В жизни бывает всякое, и человек, планируя долгую и счастливую старость под сенью любви детей и внуков, подчас оказывается тем, кому приходится этих самых внуков воспитывать. Проблема социальной адаптации и интеграции, включение детей и их пожилых опекунов в многогранную жизнь общества является одной из важнейших в ходе их социализации. В массе своей такие опекунские семьи нуждаются в постоянной индивидуальной поддержке и помощи, даже если они об этом не просят.

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=1c6f4c4e8a8cbb14dd863ae0ac2be7af&n=13В Волгоградском областном центре психолого-медико-социального сопровождения разработали и на протяжении нескольких лет реализуют модульную программу сопровождения «Самый близкий», которая призвана помогать детям и прародителям найти общий язык и жить в мире. Стандартная программа подготовки приёмных родителей и сопровождения не подходит для опекунов старшей возрастной группы, и на это есть ряд причин, которые послужили мотивацией для создания отдельной программы:

  • Пожилые люди не выносят слишком быстрого темпа занятий.
  • Они не понимают и не принимают сложную терминологию.
  • У них огромное количество защит.
  • После 60 лет наблюдаются возрастные проблемы, которые часто совпадают с подростковым возрастом ребенка.
  • У них много непроработанных травм.
  • У них может быть неудачный опыт воспитания собственных детей.

В работе с пожилыми людьми важно найти подход и выделить точку интереса, за которую психолог может зацепиться, и эффективно выстроить отношения. «Есть темы, которые их цепляют в большей степени (например, история их семьи, страны, житейские ситуации). Часто им не с кем поговорить, а здесь они находят собеседников, и напряжение в семье спадает», – рассказывает Людмила Косьяненко, заместитель директора по воспитательной работе Центра.

Более того, работа с воспоминаниями улучшает эмоциональный фон пожилых людей и стимулирует работу мозга: они начинают лучше себя чувствовать, и это сразу влияет на обстановку в семье.

В работе с пожилыми опекунами помогают:

  • Неспешный ритм занятий.
  • Обращение к понятным, бытовым вещам и отсутствие терминологии.
  • Минимум теории.
  • Отсутствие возрастного недоверия (зрелый возраст специалистов).

«Надо отказаться от высокой планки ожиданий и запастись терпением, – рассказывает психолог Центра Ольга Исаевская. – Важно понять, что человеку этого поколения ты не можешь дать столько же, сколько более молодому».

Специалисты отмечают, что в чём-то работа с пожилыми людьми похожа на работу с детьми и строится на большом количестве повторений, возвращении к пройденному материалу, обращении к ассоциациям.

С молодыми людьми иногда эффективнее работать в более жёстком, прямолинейном стиле, с пожилыми же требуется больше такта и мягкости. Иногда достаточно просто поговорить «за жизнь», чтобы человек открылся, и ни в коем случае не давить. В поисках подхода к пожилому человеку специалисты «рассматривают» его со всех сторон: к какому поколению он принадлежит, из какой сферы пришёл (гуманитарной или технической), какой социальный статус занимал, как в целом складывалась его жизнь.

Отличается формат работы с пожилыми людьми и с точки зрения системности: он выстраивается максимально гибко. Работа с опекунами делится на групповую и индивидуальную. Постепенно, в зависимости от среднего возраста, поколенческой принадлежности и типа травмированности участников, складывается группа, специалисты определяют тему встреч и гибко формируют цикл занятий. Обычно он состоит из 12 занятий, после чего опекуны либо начинают посещать клубные встречи, либо включаются в новую группу.

Для диагностики опекунов специалисты в первую очередь используют метод беседы и наблюдения, а также стандартизированные тесты на выявление методов воспитания и личностных особенностей человека.

Хорошо работают для диагностики метафорические карты: многие внутренние проблемы могут не осознаваться, а метод проекции помогает специалистам поднять старые травмы или детские переживания пожилых людей и сформировать более точную картину. «Если мы не проработаем какой-то негативный опыт опекуна со своими родителями, мы не сможем помочь ребенку, – уверена Ольга Исаевская. – Мы включаем в работу всю систему – и бабушку, и дедушку, а по возможности и лишённых прав родителей».

Категория возрастных опекунов – самая сложная для вовлечения в сопровождение. Чаще всего они обращаются за помощью, когда ситуация становится уже критической. Причина тому страх, что их признают неспособными воспитывать внуков. Поэтому самое главное для специалистов на первом этапе – пройти через недоверие и убедить их, что открываться безопасно.

Другая причина состоит в том, что опекуны и попечители из числа старших родственников не очень хорошо понимают смысл работы служб сопровождения замещающих семей. Большая часть опекунов и попечителей считает, что необходимости проходить подготовку и участвовать в работе семинаров у них нет, они и так всё знают.

Специалисты Центра привлекают опекунов через сотрудников органов опеки и попечительства – те настоятельно рекомендуют обращаться за помощью.

 

Источник: http://deti.timchenkofoundation.org/magazine/