Мотивация учения – одна из ключевых проблем школьного обучения. В случаях, если ребенок не желает посещать школу, испытывает тревогу и страх, испытывает сложности в усвоении нового материала и закреплении навыков и умений, полученных в школе, перед родителями появляется сразу несколько важных задач: - узнать, почему не хочет учиться; - определить, какие стороны мотивации сформированы, а какие нет; - в каких ситуациях ребенок не желает учиться.

Предлагаем провести с ребенком экспресс-тест:

Предложите ребенку представить на несколько минут, что он стал директором школы, в которой он учится или на один день стал министром образования. Перед ним стоит непростая задача: составить расписание на неделю для класса, в котором он учится. Количество уроков может быть любое, как и выбираемые им предметы. Это могут быть предметы, предусмотренные и не предусмотренные школьной программой. У ребенка есть право удалить из расписания уроки, которые на его взгляд неинтересны или совсем не нужны. Понаблюдайте, как ребенок будет работать над составлением расписания. Обратите внимание на последовательность предметов в течение дня, частоту повторения одного предмета в течение недели. Так вы сможете увидеть сферы интересов ребенка и «проблемные зоны».

Рекомендации по формированию мотивации учения

Относитесь с пониманием к своему ребенку, к особенностям его возрастного развития.

Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за ними. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют.

Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры, семейные традиции).

Уделяйте время детям. В течение этого времени живите интересами ребенка. Занимайтесь совместной деятельностью.

Заведите тетрадь/ блокнот, в котором ребенок сможет ставить перед собой цель на день, неделю, месяц, четверть, год.

Задавайте детям вопросы. Интересуйтесь, спрашивайте, довольны ли они результатом своей учебной деятельности.

Предложите ребенку поставить цель, выбрать способы, которыми он будет ее достигать, какие шаги он предпримет.

Поощряйте, когда ребенок ставит перед собой достижимую цель. Если цель легкодостижима, предлагайте усложнить ее.

Пусть ребенок сам выберет, каким будет поощрение или предложите сделать выбор из предложенных вами вариантов

Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.

Обсуждайте причины успехов и неудач.

Покажите ребенку связи между школьными предметами и реальной повседневной жизнью.

Важное правило: чем чаще успех, тем реже похвала.

Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными и возрастными особенностями. Поддерживайте его, верьте в него, слушайте и старайтесь услышать ребенка. Разговаривайте, задавайте вопросы, обсуждайте.

Вспомните себя в школьном возрасте, были ли у вас проблемы с мотивацией и как вы с ней справились, кто вам помог?

Успехов в учении и гармоничного развития!