Поговорим сегодня о том, что такое эмпатия, почему её важно развивать у детей и как это можно сделать?
     Эмпатия — способность почувствовать эмоции другого человека, сопереживать ему, желание помочь. Естественное развитие эмпатии начинается с рождения ребёнка. Маленькие дети могут заплакать вместе с сестрой или мамой, испытывать страх и т. п. Но развитие эмпатических реакций идёт от непосредственного сопереживания к пониманию ситуации и возможных действий по поддержке другого человека.
     Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования эмпатии: ребёнок учится сопереживать эмоциям и чувствам другого человека, оказывать поддержку, ставить себя на место другого.
     Важным фактором, влияющим на проявление эмпатии, является семейное воспитание и реакция родителей на эмоции ребёнка: насколько вы замечаете эмоции ребёнка и как вы к ним относитесь, насколько вы осознаёте собственные эмоции, уважаете эмоции ребёнка.
    Развитию эмпатии и других способностей эмоционального интеллекта ребёнка способствует следующее поведение родителя:
— чувствителен к эмоциональному состоянию ребёнка, даже если оно слабо проявляется;
— не говорит, как ребёнок должен себя чувствовать;
— не преуменьшает «отрицательные» эмоции ребёнка;
— считает мир эмоций ребёнка той областью, которая требует родительского участия;
— легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребёнком, эмоции его не раздражают;
-использует эмоциональные моменты, чтобы:
— выслушать ребёнка;
— посочувствовать и успокоить его словами и лаской;
— помочь ребёнку осознать, что происходит и как ему поступить дальше.
     Как можно развить эмпатию?
— учите детей заботиться о малышах. Если у вас двое детей, придумайте, как старший может помогать ухаживать за младшим — пусть это будет маленькое, но регулярное действие. Научите его распознавать, как малыш использует крик и плач, чтобы рассказать о своих потребностях.
— учите детей заботиться о животных. Забота о домашнем любимце представляет собой постоянную «работу» для детей — значимую ежедневную ответственность. Даже дошкольник может наполнить собачью поилку водой или насыпать в кормушку еды.
— учите детей заботиться о растениях. Разведение растений вместе с детьми открывает возможность практически показать им связь между причиной и следствием. Если не полить цветы, они начинают увядать; подобным же образом, если не «поливать» друзей и семью добротой, эти отношения тоже увянут.
— и самое главное: беседуйте с ребёнком о его эмоциях, в различных ситуациях рассуждайте о том, какие эмоции испытывает другой человек, что он чувствует.