• Алгоритм принятия ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа
  • Порядок отбора в приемные родители, родители воспитатели...
  • "Приемная" и "семья"
  • Словарь замещающего родителя
  • Итак, в чем же отличительные особенности приемной семьи?
  • Какие требования к кандидатам в приемные родители предъявляются в законодательстве?
  • Должностные функции приемного родителя
  • Какие необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в приемную семью?
  • Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью?
  • Какими правами обладают приемные родители?

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются  Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 и от 28.02.2006 № 289 соответсвенно.

Для детей, утративших родные семьи,  помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;

жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

- успешнее социализироваться в обществе;

- быть усыновленными (при наличии правового статуса);

- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.

 

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

 

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации  родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

 

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

Если Вы хотите стать  приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

Шаг 1. представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

- заявление.

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

- медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

- сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3

Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели обучающие курсы, по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Шаг 4.

Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

Шаг 5.

Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района .

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует,  управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 6.

После выненсения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Скачать "Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровожденияприемных семей и детских домов семейного типа" (методические рекомендации для специалистов органов управления образования, социально-педагогических и детских интернатных учреждений)

 

Приемная семья – сравнительно новая для Беларуси форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первые упоминания о ней в законодательстве появились в 1999 году с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Расширение перечня используемых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за счет такой формы, как приемная семья, является подтверждением еще большей заботы о детях со стороны государства. Да, ребенок должен жить в родной семье. Это истина, не требующая доказательств. Но что делать, если с родной семьей ребенку не повезло? Если родная семья не справляется с обязанностями по воспитанию ребенка, если родители игнорируют свои права на воспитание детей? Ребенка в подобных случаях следует вывести из родной неблагополучной семьи, иначе пребывание в асоциальных условиях не преминут сказаться на настоящем и будущем ребенка самым негативным образом...

Если ребенок, потерявший родную семью, маленький и, к счастью, не страдает заболеваниями и не имеет особенностей психофизического развития, - у такого ребенка есть шанс быть усыновленным (подробно с процедурой усыновления можно ознакомиться здесь:http://child.edu.by/main.aspx?guid=2083

Если у ребенка, потерявшего родную семью, есть благополучные и неравнодушные родственники, которые возьмут на себя ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в своей семье, - у такого ребенка есть шанс быть принятым под опеку (с порядком установления опеки можно ознакомиться здесь: http://child.edu.by/main.aspx?guid=1641

А что делать, если ребенок, потерявший семью, НЕ МАЛЕНЬКИЙ, У НЕГО НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ЕГО СУДЬБЕ РОДСТВЕННИКОВ, при этом он ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ??? Неужели для такого ребенка единственным выходом и спасением от семейного неблагополучия является детский дом или школа-интернат?

НЕТ. У такого ребенка тоже есть право на воспитание в семье. Такого ребенка можно принять в приемную семью.

Т.е., спросите Вы, можно работать… родителем? ДА. Воспитание детей признано в нашей стране общественно полезным трудом. Воспитание детей с особенной судьбой на условиях создания приемной семьи – это ответственная и серьезная работа для тех, кто знает, что такое ежедневный труд по воспитанию детей, для тех, кто понимает, что не обязательно становиться родным для чужого ребенка, чтобы помочь такому ребенку в жизни. Можно быть НЕ РОДНЫМ, но БЛИЗКИМ такому ребенку. Можно по-доброму, честно и искренне относиться к ребенку. Ребенку очень важно получить опыт жизни в достойной семье. Это важно для того, чтобы в будущем не ошибиться и не повторить ошибок своих родителей.

Приемный родитель – это достойная работа, которая не обязывает и не заставляет человека подменять собой маму и папу ребенка. Уважать взрослого, воспитывающего ребенка, можно не только за то, что этот взрослый «мама» или «папа». Уважать такого человека нужно за тяжелый труд по уходу, взращиванию, воспитанию, за бессонные ночи, за тревогу и переживания о будущем чужого /неродного ребенка. Каждый взрослый, отдающий частицу своей души, свое время, делящий с неродным ребенком место в своей семье, кров и стол, - уже достоин уважения и преклонения. Потому что когда ребенку нужна была семья и рядом никого не было, - этот взрослый сказал: «Ты не очень маленький, ты уже знаешь темные стороны жизни, ты не очень старательно учишься, иногда ленишься и не слушаешься. У тебя нет семьи. А у меня семья есть. Приходи, я поделюсь с тобой местом в моей семье. Я помогу тебе понять, что такое настоящая семья. Потому что я знаю: в мире всё основано на законах сохранения заботы. Если о ребенке в детстве заботились – значит, этот ребенок с возрастом также сумеет о ком-то (или о себе) позаботиться; если за ребенка волновались и переживали – повзрослев, ребенок также будет переживать за близких людей. Если ребенка уважали – в будущем он также будет относиться к людям с уважением».

Это философия приемной семьи в достаточно кратком изложении. Ниже мы предлагаем Вашему вниманию доступное изложение вполне прагматичных реалий: как трудоустроиться на должность приемного родителя и каковы механизмы жизнедеятельности приемной семьи.

 

Приемная семья – сравнительно новая для Беларуси форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первые упоминания о ней в законодательстве появились в 1999 году с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Расширение перечня используемых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за счет такой формы, как приемная семья, является подтверждением еще большей заботы о детях со стороны государства. Да, ребенок должен жить в родной семье. Это истина, не требующая доказательств. Но что делать, если с родной семьей ребенку не повезло? Если родная семья не справляется с обязанностями по воспитанию ребенка, если родители игнорируют свои права на воспитание детей? Ребенка в подобных случаях следует вывести из родной неблагополучной семьи, иначе пребывание в асоциальных условиях не преминут сказаться на настоящем и будущем ребенка самым негативным образом...

Если ребенок, потерявший родную семью, маленький и, к счастью, не страдает заболеваниями и не имеет особенностей психофизического развития, - у такого ребенка есть шанс быть усыновленным.

Если у ребенка, потерявшего родную семью, есть благополучные и неравнодушные родственники, которые возьмут на себя ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в своей семье, - у такого ребенка есть шанс быть принятым под опеку.

А что делать, если ребенок, потерявший семью, НЕ МАЛЕНЬКИЙ, У НЕГО НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ЕГО СУДЬБЕ РОДСТВЕННИКОВ, при этом он ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ??? Неужели для такого ребенка единственным выходом и спасением от семейного неблагополучия является детский дом или школа-интернат?

НЕТ. У такого ребенка тоже есть право на воспитание в семье. Такого ребенка можно принять в приемную семью.

Т.е., спросите Вы, можно работать… родителем? ДА. Воспитание детей признано в нашей стране общественно полезным трудом. Воспитание детей с особенной судьбой на условиях создания приемной семьи – это ответственная и серьезная работа для тех, кто знает, что такое ежедневный труд по воспитанию детей, для тех, кто понимает, что не обязательно становиться родным для чужого ребенка, чтобы помочь такому ребенку в жизни. Можно быть НЕ РОДНЫМ, но БЛИЗКИМ такому ребенку. Можно по-доброму, честно и искренне относиться к ребенку. Ребенку очень важно получить опыт жизни в достойной семье. Это важно для того, чтобы в будущем не ошибиться и не повторить ошибок своих родителей.

Приемный родитель – это достойная работа, которая не обязывает и не заставляет человека подменять собой маму и папу ребенка. Уважать взрослого, воспитывающего ребенка, можно не только за то, что этот взрослый «мама» или «папа». Уважать такого человека нужно за тяжелый труд по уходу, взращиванию, воспитанию, за бессонные ночи, за тревогу и переживания о будущем чужого /неродного ребенка. Каждый взрослый, отдающий частицу своей души, свое время, делящий с неродным ребенком место в своей семье, кров и стол, - уже достоин уважения и преклонения. Потому что когда ребенку нужна была семья и рядом никого не было, - этот взрослый сказал: «Ты не очень маленький, ты уже знаешь темные стороны жизни, ты не очень старательно учишься, иногда ленишься и не слушаешься. У тебя нет семьи. А у меня семья есть. Приходи, я поделюсь с тобой местом в моей семье. Я помогу тебе понять, что такое настоящая семья. Потому что я знаю: в мире всё основано на законах сохранения заботы. Если о ребенке в детстве заботились – значит, этот ребенок с возрастом также сумеет о ком-то (или о себе) позаботиться; если за ребенка волновались и переживали – повзрослев, ребенок также будет переживать за близких людей. Если ребенка уважали – в будущем он также будет относиться к людям с уважением».

Это философия приемной семьи в достаточно кратком изложении. Ниже мы предлагаем Вашему вниманию доступное изложение вполне прагматичных реалий: как трудоустроиться на должность приемного родителя и каковы механизмы жизнедеятельности приемной семьи.

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15 декабря 2017 г. № 108;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.

При наличии нескольких лиц, желающих принять одного и того же ребенка на воспитание в приемную семью преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) - с братьями, сестрами, дедом, бабкой.

Для создания приемной семьи Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»:

 -  заявление,

 - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,

 - свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,

 - медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,

 - письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,

 - сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

 Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.  В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Орган опеки истребует из  соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

- копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

- справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

- сведения о доходах;

- сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

- сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

- сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).

В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.

ПРИЕМНЫЙ РОДИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ

13-й разряд

Должностные  обязанности.   Принимает   на   воспитание   в   семью детей, оставшихся без попечения родителей, которых не удалось устроить на усыновление либо в семьи близких родственников на опеку. Осуществляет адаптацию в приемной семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. Планирует и осуществляет воспитательную работу, психологическую реабилитацию и защиту приемного ребенка. Изучает его индивидуальные особенности, интересы, склонности. Обеспечивает полноценное психическое и физическое развитие, формирование  его  личности.   Создает  условия  для развития  творческих   способностей  ребенка,   его  познавательных   интересов,   физической подготовки. Организует коррекцию особенностей умственного и физического развития ребенка. Способствует преодолению негативного жизненного опыта ребенка на основе изучения истории его развития и воспитания. Ведет целенаправленную работу по коррекции поведения, эмоциональной сферы личности ребенка, преодолению вредных привычек.  Формирует у ребенка позитивный опыт жизни в семье, представления об особенностях поведения и функциях всех членов семьи. Готовит ребенка к социализации в обществе, развивает его самостоятельность, формирует навыки общения в социуме. Организует обучение ребенка в соответствии с его возможностями и желанием. Оказывает ребенку помощь в учебе. Осуществляет уход за ребенком. Обеспечивает   его   продуктами   питания,   готовит   пищу,   приобретает для ребенка необходимые вещи и ухаживает за ними и пр. Организует контроль за здоровьем ребенка и оказание необходимой медицинский помощи.  Осуществляет  опеку над ребенком и его имуществом. Защищает   его   права   и   представляет   интересы   в   любых   органах. Управляет имуществом воспитанника. Организует общение ребенка с братьями, сестрами, родителями, другими членами его семьи.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические  материалы в  области  образования,   воспитания,  прав ребенка, защиты  имущественных,   жилищных,   алиментных,   наследственных прав   граждан,   детей-инвалидов;   педагогические,   психологические, физиологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей; достижения педагогической науки и передового опыта в области воспитания и социализации детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Среднее специальное образование либо общее среднее образование, специальная подготовка по установленной программе.

На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет - только с их согласия.

Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.

При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.

При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.

Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

Какие документы передаются приемному родителю  вместе с ребенком?

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;

документ об обучении (образовании) - для детей, получающих общее среднее образование;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);

сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Документы  передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей.

Весьма важным является и вопрос материального обеспечения ребенка,  принятого на воспитание в приемную семью

На содержание каждого приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, размер которых устанавливается Правительством Республики Беларусь (подробнее см. главу 3 Положения об условиях и порядке предоставления государственного обеспечения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 июля 2006 г. № 840.

При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие), и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

При наличии медицинских и социальных показаний, копии рецепта врача (заключения врачебно-консультационной комиссии) и платежных документов (документов об оплате) управление (отдел) образования на основании заявления приемного родителя ходатайствует перед местным Советом депутатов о выплате приемному родителю денежных средств на приобретение для приемного ребенка (детей) лекарственных средств, изделий медицинского назначения или технических средств социальной реабилитации.

Условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества взятых на воспитание детей, их возраста и наличия у них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

В случае, если воспитанник приемной семьи достиг совершеннолетия до завершения обучения в учреждении общего среднего либо специального образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание осуществляются до завершения обучения и решения вопроса о зачислении его в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования либо до его трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не более трех месяцев со дня окончания обучения.

Контроль за расходованием средств и управлением имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, осуществляется управлением (отделом) образования.

Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет средств бюджета, принимается на баланс управлением (отделом) образования. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества и имущества, принадлежащего приемным детям.

При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, передается управлению (отделу) образования.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя (подробнее – см. ст. 157-166 КоБС).

Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня  заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного.

Приемные имеют право:

-  помещать детей в учреждения образования для получения дошкольного и специального образования (без проживания) на общих основаниях;

- ходатайствовать перед управлением (отделом) образования об устройстве его приемных детей на время его отсутствия по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, в другую приемную семью, детский дом семейного типа, с которыми у его семьи сложились дружеские отношения;

- на трудовой отпуск согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению управлением (отделом) образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между управлением (отделом) образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей). Приемный родитель, отсутствующий в семье по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей) на воспитание, средства на его содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в другой приемной семье, детском доме семейного типа, детской;

- повышать свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

 Приемные родители обязаны:

- проживать совместно с приемными детьми;

- предоставить приемным детям соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, рабочее место, место для игр);

- обеспечить уход за приемными детьми, совместный быт и досуг, надзор за их поведением и образом жизни;

- организовать медицинские обследования и лечение в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями и состоянием здоровья детей.

- осуществлять воспитание приемных детей, обеспечение их нравственного и
физического развития, создание необходимых условий для получения ими
образования, подготовку приемных детей к самостоятельной жизни,
защиту их прав и законных интересов в соответствии с
планом развития приемной семьи (составляется органом опеки).

- обеспечить получение ребенком образования в установленных законодательством Республики Беларусь доступных для ребенка формах в случае невозможности посещения ребенком учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья;

- принять приемного ребенка (детей), воспитывающегося в другой приемной семье (детском доме семейного типа), на время отсутствия у его приемных родителей (родителей-воспитателей) возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в связи с отпуском либо по иным основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь (если в его семье воспитывается менее 4 детей);

- готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение;

- организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком;

- не  препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами.

 Контролируются ли условия содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях?

 Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

 В какие организации, учреждения может обратиться приемный родитель за психологической, юридической, педагогической помощью?

В каждом районе функционируют социально-педагогические учреждения  - СПУ – социально-педагогические центры и детские приюты), которые осуществляют психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, для приемных родителей управлениями (отделами) образования организуются и проводятся методические объединения, участие в которых обязательно, так как является формой непрерывного повышения квалификации приемных родителей. На методических объединениях (педконсилиумах, коллоквиумах, семинарах, тренингах) приемный родитель получает помощь  в решении ряда насущных вопросов и проблем психологического,  педагогического и юридического характера.

Информацию о СПУ и датах проведения методобъединений и иных форм повышения квалификации  приемный родитель может получить в управлении (отделе) образования по месту жительства.

 В каких случаях приемный родитель может уволиться с работы?

Договор об условиях воспитания и содержания детей расторгается досрочно при наличии уважительных причин:

По инициативе приемного родителя в случаях:

- усыновление (удочерение) подопечных;

- возвращение детей на воспитание родителям;

- по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;

- предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

- признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;

       - возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в (Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть приемными родителями, родителями-воспитателями установлен постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005 г. № 4);

- личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

По инициативе органа опеки и попечительства в случаях:

- ненадлежащего выполнения приемным родителем возложенных на него обязанностей;

- лишения приемного родителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;

- совершения приемным родителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- использования приемным родителем своего положения в корыстных целях, а также в случае оставления  детей без надзора и необходимой помощи.

С расторжением договора об условиях воспитания и содержания детей расторгается и трудовой договор.

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора – судом в установленном законодательством порядке.

 

http://